Иван Родин/ Фото: РИА Новости/ Наталья Селиверстова
На 23 июля Госдумой запланировано утверждение инициатив, ужесточающих отношение к приезжим в РФ через расширение контрольных и административных полномочий госорганов. МВД для борьбы с нелегалами создаст реестр контролируемых лиц, которых будут лишать части гражданских прав, а потом оперативно депортировать. Погранслужба ФСБ будет запрещать въезды и выезды любым подозрительным иностранцам. А правительству вместе с властями субъектов РФ разрешены эксперименты в миграционной политике, которые не предусмотрены законодательством.
«Антимигрантский» день на Охотном Ряду произойдет благодаря трем законопроектам, направленным на расширение и ужесточение контрольных полномочий госорганов.
Однако эти документы нацелены лишь на преодоление текущих кризисов. То есть последствий нынешней миграционной политики.
Стратегических решений, которые должны прекратить повторяемость тех или иных кризисов, в законопроектах пока не просматривается. Впрочем, депутаты и те ведомства, которые получат больше прав, как известно, принципы государственной политики не вырабатывают и не утверждают, а только их реализуют. Однако с самого верха властной вертикали до сих пор так и не высказано прямого указания насчет сферы миграции.
Более того, все более непонятным становится и будущий подход к этой сфере. То ли все-таки есть намерение сделать миграцию явлением чисто экономическим, но уже не угрожающим внутренней безопасности страны, как сейчас. То ли все же завозной труд будет минимизироваться лишь потому, что безопасность, которая важнее денег, с открытыми границами России никак не обеспечить. Так что пока наверху продолжают размышлять, правительство, правоохранительные ведомства и парламентарии предлагают принимать какие-то решения. Пусть и паллиативы, но хотя бы в чем-то имеющие отношение к реальности.
Из запланированных на 23 июля законопроектов два представляют собой единый пакет, а последний изначально касался преференций по отношению к российским соотечественникам. В нем вводилось понятие репатриации и соответственно репатриантов, чего, по сути дела, до сих пор в законодательстве не было. Однако в соответствии с указом президента РФ потребовалась корректировка, правда, и тут без «антимигрантских» мер обойтись не удалось. Они появились в тексте в ходе его подготовки ко второму чтению. Главной из них следует признать разрешение правительству РФ проводить миграционные эксперименты, упоминание и рамки которых отсутствуют в законодательных актах.
Поскольку это разрешение дается в контексте изменения правил въезда и выезда из страны, то можно предположить, что сами эксперименты будут связаны с цифровизацией и более полным использованием биометрических данных опять же для дополнительного контроля. Все подробности будущих испытаний кабинет министров станет утверждать своими постановлениями, которые ограничиваются в законе лишь самыми общими установками. Например, можно прочитать о том, что и режим проживания в РФ «экспериментальных» приезжих тоже может быть каким-то особым. При этом вполне понятно, в каких субъектах РФ опыты над иностранцами могут проводиться – условно говоря, в самых мигрантоемких, то есть в Москве, Подмосковье, Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях и ряде других регионов. Их власти, а именно губернаторов, правительство вправе наделять дополнительными полномочиями.
Очевидную борьбу с последствиями тех стратегических решений, которые сейчас ни изменить, ни отменить пока невозможно, представляет собой и пакет из двух законопроектов. Он предусматривает наделение МВД РФ в целом и его территориальных управлений правом выявлять среди приезжих нарушителей как миграционного, так и другого законодательства страны. А потом заносить их всех в общефедеральный реестр контролируемых лиц. Напомним, что это будет фактически стартовой ступенью к последующей депортации тех, кто не сумеет исправиться, легализоваться или иным образом искупить свои правонарушения. Иностранец, попавший в реестр, как настоятельно подчеркивалось при обсуждении документов в первом чтении, будет ограничен или вовсе лишен части общегражданских прав. В финансовой сфере, например, – на доступ к банковским услугам, за исключением 30 тыс. руб. в месяц. В транспортной сфере – права на вождение машины, работу в такси и пр. Запрещено будет и регистрировать браки с контролируемыми лицами, которых также будут ограничивать в выборе места проживания.
В общем, власти собираются предпринять все усилия, чтобы сделать максимально непривлекательными для мигрантов как нелегальное положение, так и статус правонарушителя. Это подтверждают и поправки в Кодекс об административных нарушениях, добрая четверть статей которого теперь сможет служить основанием для отправки в реестр МВД. При этом сотрудники ведомства получают полномочия проводить депортационные мероприятия без судебных решений. Точно так же меньше судебной волокиты станет, судя по всему, и при направлении плохих приезжих в центры временного содержания иностранных граждан. Кстати, делать это отныне смогут и органы ФСБ. Чекисты в обсуждаемых Госдумой законах вообще широко упоминаются. И, пожалуй, впервые официально утверждается их участие в реализации миграционных законов.
А одна из поправок, касающаяся полномочий такого подразделения ФСБ, как Пограничная служба, похоже, вообще направлена на разрешение прямо сейчас обострившегося кризиса на въезде в РФ. Напомним, что в соцсетях в последние дни широко расходятся фото и видео о незавидной судьбе украинцев, которых пускают в Россию только через один пункт в аэропорту Шереметьево. А точнее, не столько пускают, сколько массово отправляют назад – туда, откуда те прилетели. И максимум жалоб идет именно на пограничников, которые якобы запрещают въезд без всяких разъяснений. Наверное, пока это делается на основании каких-то ведомственных приказов, но скоро для этого появится особая норма закона. Сформулирована она таким образом: «При проведении пограничного контроля выявлен риск возможного создания угрозы безопасности государства иностранным гражданином или лицом без гражданства». Это положение тоже появилось в депутатском проекте только перед вторым чтением.