© Sputnik / Сергей Пивоваров / Перейти в фотобанк
Впервые с 2020 года в Россию из Таджикистана можно отправиться не самолетом, а более дешевым наземным маршрутом. Но воспользуются этой опцией не все и не сразу
ДУШАНБЕ, 25 мар — Sputnik. Россия с 30 марта снимает запрет на пересечение сухопутных границ с Казахстаном. Об этом сообщил Оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией.А на прошлой неделе Узбекистан отменил ковидные ограничения на передвижение через КПП на границе с Таджикистаном и Казахстаном. Фактически наземный маршрут из Таджикистана в Россию, закрытый более 2 лет, наконец полностью свободен. Уже в ближайшее время станут доступны транзитные автобусные маршруты между странами, осталось дождаться возобновления движения поездов.
Sputnik Таджикистан попросил оценить российских и таджикских экспертов, отразится ли снятие ограничений на миграционных потоках.По мнению доктора экономических наук, профессора РСМД Рахмона Ульмасова, граждане Таджикистана обязательно воспользуются наземным коридором, но не сейчас, а только в середине лета, когда ряды желающих найти работу за границей пополнят абитуриенты и студенты, также стремящиеся попасть на учебу в Россию, не дожидаясь начала призыва.
«Сейчас март, учащиеся только начинают готовиться к экзаменам и сдаче дипломов. Остальные, кто хотел, уже уехали, несмотря на дороговизну билетов. Если пустят поезда, то, думаю, количество мигрантов увеличится на 5-10% по сравнению с прошлыми месяцами, но большого ажиотажа ждать не стоит, вагоны переполнены не будут», — пояснил Ульмасов Sputnik Таджикистан.Не менее важным фактором пассажиропотока является конфликт на Украине. Значительная часть потенциальных сотрудников, рассчитывавших легко найти работу на фоне роста зарплат в строительной отрасли, транспортном секторе или сфере услуг, сейчас обеспокоены снижением курса рубля и предпочитают дождаться окончания боевых действий и, соответственно, более стабильной и предсказуемой экономической обстановки.»Не думаю, что открытие границ сейчас серьезно увеличит поток мигрантов. Все упирается в количество рабочих мест, которое, по понятным причинам, сокращается. Мы в нашей организации столкнулись с тем, что люди — хотя их немного, единицы — обращаются с просьбой найти работу. За 17 лет деятельности такого не было. Это какой-никакой, но звоночек», — считает глава профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.
Действительно, если говорить не о студентах, а о работниках, то миграционный поток из Таджикистана зависит не от цены на билеты — хоть поездом, хоть самолетом — а от того, насколько быстро эти билеты себя окупят при трудоустройстве.Пока оттока кадров, равно как и приостановки наиболее мигрантоемких отраслей, в России не наблюдается. Однако большинство граждан, еще недавно собиравшихся на заработки, сейчас не спешат с отъездом и ожидают более ясных перспектив на рынке труда, отмечает член Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.»Пока открытие сухопутных границ — не очень большое облегчение для едущих в Россию. Все зависит от востребованности кадров российской экономикой. Для получения патента необходимо предоставить трудовой договор с организацией, и сейчас люди стараются ехать, заранее зная, куда они устроятся, — поясняет Московский — Конечно, есть те, кто продолжает ехать спонтанно в надежде решить вопрос на месте. Так, в экономике пока в целом востребована иностранная рабочая сила. Но прямо сейчас покупать билет в РФ, не зная, где именно ты будешь работать — бессмысленно и глупо».Напомним, последний всплеск спроса на билеты из Таджикистана в Россию наблюдался в середине января — начале февраля, когда на волне ажиотажа авиаперевозчики подняли цены по самым популярным направлениям почти в 2 раза.