Сергей Буланов/Фото: Олеся Курпяева/РГ.
Санкции и торговые войны? Москва нашла ответный козырь: в городе открывается все больше этнических магазинов, где сами граждане дружественных стран торгуют гастрономическими редкостями. Китайский пуэр, индийские травы, киргизский максым — такое не всегда можно найти даже в крупнейших гипермаркетах мегаполиса.
Этнический киргиз Канат Кутуналиев открыл магазин недалеко от ВДНХ. «На тот момент в Москве была только одна подобная торговая точка, — рассказал он. — А спрос на товары есть. Причем не только у нашей диаспоры». Москвичи охотно покупают, например, молочные продукты из Киргизии. Лидер продаж — «Максым Шоро». Именно им в жаркой Азии утоляют жажду даже на улицах. К этому тонизирующему напитку из ячменя киргизы привыкли с детства. Для русского вкус весьма специфический, но «Максым Шоро» берут.Вместо «Дом Периньон» теперь — «Максым Шоро»
А заморскую пасту с наших столов постепенно вытесняет аш-лянфу — лапша для приготовления фирменного дунганского блюда (представители этого этноса нередко открывают свои рестораны в Киргизии) — она тоже есть у Каната и его поставщиков. Даже одежда из Киргизии пользуется спросом: многое завозится с крупнейшего в Центральной Азии вещевого базара «Дордой». На подходе — осенняя коллекция.
Благодаря таким энтузиастам, как Радж Кумар, Москва уходит от кофейной традиции к чайной. Индийский предприниматель наладил поставки чая с кардамоном и мускатным орехом. Каждый, кто был в Индии, знает этот вкус. «Этот чай обычно пьют с молоком. Он — ото всех болезней! — говорит Радж Кумар. — Очень хорошо у нас покупают также рис и приправы». С международной логистикой сейчас — проблемы. Но индийские товары поступают в город бесперебойно в сборных контейнерах. Соседи Раджа — гости из Китая. Самый ходовой товар в их магазинчике — пуэр и другие сорта чая из КНР. Здесь можно также узнать обо всех аспектах чайной церемонии, одной из базовых в восточной культуре. Выбрать подарок — набор для церемонии. Представлено бесчисленное множество столовых приборов, не только традиционных восточных, но и близких нам почти русских чайников.